Программа Youth Business International от Международного форума лидеров бизнеса (IBLF) предлагает схему, которая в будущем, возможно, станет альтернативой российским микрофинансовым институтам, выдающим начинающим предпринимателям кредиты под "неподъемные" для молодого бизнеса проценты. О программе кредитования стартапов в интервью UNOVA рассказывает директор филиала IBLF в России Борис Ткаченко.
Сколько лет и на каких условиях работает ваша программа?
- Запуск программы в России произошел в 2008 году. Мы даем льготные займы молодым предпринимателям в возрасте от 18 до 35 лет. Нас интересует, прежде всего, стадия стартапа - недавно созданные компании, работающие меньше года.
Каковы условия займов?
- Мы предлагаем молодым бизнесменам займы на три года под 12% годовых. Максимальная сумма займа - 150 тыс. рублей. Займ мы предоставляем на облегченных условиях: без залога и поручительства.
Кроме денег вы предоставляете какие-то услуги?
- Помимо льготного займа, мы предоставляем своим предпринимателям консультации по составлению бизнес-плана и образовательные семинары по темам налогообложения, юридических основ ведения бизнеса, бухгалтерского учета и управления персоналом. Третья часть нашей программы - так называемое наставничество. Курирование молодого предпринимателя со стороны опытного бизнесмена. Наставничество предполагает плотное индивидуальное консультирование.
Как вы ищете наставников и молодых бизнесменов?
- В каждом регионе у нас есть региональные партнеры: госструктуры, учебные заведения, ассоциации предпринимателей. Ассоциации являются основным источником наставников. Для работы с молодыми предпринимателями наставники проходят специальное обучение в рамках программы. Молодых предпринимателей к нам привлекает масштабная информационная кампания, которую обеспечивают местные СМИ и наши региональные партнеры.
Как вы отбираете проекты, которым даете займы?
- Главное условие - отсутствие других возможностей получения средств на развитие бизнеса (то есть те компании, которые уже могут получить кредит от банка, не наша целевая аудитория). Во-вторых, бизнес, естественно, должен быть состоятельным. Что касается сфер, то в основном, это сфера услуг, мелкого производства и торговли.
Что нужно сделать предпринимателю, чтобы получить займ?
- Во-первых, заявить о своем желании и прийти на консультацию с нашим специалистом, который оценит потенциал идеи. Если идея показалась жизнеспособной, предприниматель должен написать бизнес-план и защитить его на экспертном совете, куда входят представители микрофинансовых институтов и бизнес-сообщества. В случае вынесения положительного решения, предприниматели проходят цикл обучающих семинаров и затем работают в тесной связке со своим наставником.
Как долго?
- Особенно строго мы отслеживаем это в первый год. Предприниматель и наставник должны поддерживать плотные отношения, встречаться не реже 2 раз в неделю. Затем уже наступает "льготный режим", когда отношения можно поддерживать и по телефону, встречи проходят реже.
Контролируете ли вы отношения между предпринимателем и наставником?
У нас есть Кодекс поведения, обязательный для всех участников программы. Там также прописаны правила, регулирующие их взаимоотношения. Кроме того, наши региональные координаторы также находятся на постоянной связи с предпринимателями и наставниками.
А в каких регионах уже работает ваша программа?
- Самые активные - это Калужская и Воронежская области. В Калуге мы прокредитовали уже 35 проектов на общую сумму 4,9 млн рублей. В Воронеже - 39 на 5,6 млн. В ноябре прошлого года мы запустили программу во Владивостоке, где на сегодняшний момент одобрено 5 проектов. 3 марта планируем запуск в Новосибирске.
Откуда берете финансирование?
- У нас есть две модели привлечения денег в программу. Первая, "Калужская" - привлечение под кредитный портфель специальных грантов из бюджетов социальной ответственности крупного бизнеса. Так, для реализации программы в Калуге мы получили 80 тыс. фунтов стерлингов (около $130 тыс. - UNOVA) от "Королевского банка Шотландии". Аналогичная схема применена нами и в Новосибирске, где Credit Swiss EMEA Foundation выделил нам 120 тыс. фунтов ($191 тыс. - UNOVA) на три года.
А отечественный бизнес поучаствовать в программе не планирует?
- Участвует. Так, программа во Владивостоке финансируется компанией Fesco и Морским банком. Они уже выделили сумму, достаточную для займов первым 10 проектам. Также компания "САБМиллер РУС" согласилась взять на себя административные расходы на образовательные мероприятия в Калуге и Владивостоке.
Вы сказали, что моделей финансирования две...
- Да, вторая - это "Воронежская". Там мы сотрудничаем с государственным фондом поддержки малого предпринимательства. Это первый опыт, когда деньги федеральных и региональных бюджетов идут на финансирование стартапов. Соответственно, эта модель хороша тем, что количество займов фактически не ограничено.
А сколько проектов планируете профинансировать в этом году?
- По-разному. В регионах, где программа работает уже давно (Воронеж, Калуга) 20-30 проектов, во Владивостоке порядка 10, в Новосибирске также не менее 10. А вообще мы планируем в 2011 году запустить программу еще в одном регионе (возможно, это будет Юг России или Северный Кавказ).
По какому принципу вы выбираете регион?
- Главное для нас наличие региональных партнеров, а также четкое понимание, откуда брать кредитный портфель. Не менее важен вопрос об источниках покрытия административных расходов.
После возврата займа поддерживаете ли вы какие-то отношения со своими предпринимателями?
- В ближайшем будущем мы планируем запустить программу более глубокого образования, в частности, на условиях корпоративного волонтерства, например, с KPMG. Также у нас есть клуб, в рамках которого предприниматели могут поддерживать отношения и делиться опытом.